В Узбекистане упорядочат сферу науки

ТАШКЕНТ, 18 февраля. /УЗИНФОРМ/. 17 февраля Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подписал постановление "О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Академии наук, организации, управления и финансирования научно-исследовательской деятельности".

Документом предписано в целях дальнейшего усиления роли академической науки в иннова­цион­ном развитии экономики, повышения престижа и совершенствования деятельности Академии наук, формирования единой системы управления и регулирования научно-исследовательской и инновационной деятельности, а также повышения роли науки в социально-экономическом развитии Республики Узбекистан:

  1. 1. Определить основными задачами и направлениями деятельности Академии наук:
    • проведение фундаментальных, прикладных и инновационных научных исследований в области естественных, технических и общественно-гуманитарных наук;
    • укрепление и развитие механизмов интеграции науки с образованием и производством;
    • выработку предложений по формированию приоритетных направлений развития науки и технологий, государственных научно-технических программ с учетом потребностей отраслей экономики и регионов республики;
    • изучение и анализ достижений мировой и отечественной науки, выработку рекомендаций по их использованию в интересах Республики Узбекистан;
    • популяризацию и пропаганду отечественной науки, научных знаний, достижений науки и техники;
    • осуществление международного сотрудничества с академиями наук, научно-исследовательскими организациями и фондами зарубежных стран, участие в организации и проведении международных научных форумов и конференций;
    • участие в подготовке высококвалифицированных кадров с использованием научного потенциала и материально-технической базы учреждений Академии наук.
  2. Согласиться с предложением Академии наук, Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства финансов, Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан, Комитета по координации развития науки и технологий о передаче в ведение Академии наук Института истории при Национальном университете Узбекистана, а также создании в составе Академии наук Республики Узбекистан:
    • Института математики имени В.И. Романовского на базе Института математики при Национальном университете Узбекистана;
    • Института ядерной физики на базе соответствующих лабораторий и уникальных объектов физического факультета Национального университета Узбекистана, а также Центра радиационной безопасности при Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан;
    • Института ионно-плазменных и лазерных технологий имени У.А.Арифова на базе соответствующих лабораторий инженерно-физического факультета Ташкентского государствен­ного технического университета;
    • Института механики и сейсмостойкости сооружений имени М.Т.Уразбаева на базе Института сейсмостойкости сооружений Академии наук Республики Узбекистан и Научно-исследовательского центра по проблемам отраслевого машиноведения при Ташкентском государственном техническом университете;
    • Института химии и физики полимеров на базе Научно-исследовательского центра химии и физики полимеров при Национальном университете Узбекистана;
    • Института востоковедения имени Абу Райхана Беруни на базе Центра восточных рукописей имени Абу Райхана Беруни при Ташкентском государственном институте востоковедения;
    • Института археологических исследований имени Я. Гуломова на базе Института археологии в г. Самарканде и Ташкентского отделения Института археологии Академии наук Республики Узбекистан;
    • Института узбекского языка, литературы и фольклора на базе Научно-исследовательского института узбекского языка и литературы при Ташкентском государственном университете узбекского языка и литературы имени Алишера Навои;
    • Государственного музея литературы имени Алишера Навои на базе Музея узбекского языка и литературы при Ташкентском государственном университете узбекского языка и литературы имени Алишера Навои.
  3. Согласиться с предложением Академии наук, Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства народного образования о преобразовании Общественного совета по новейшей истории Узбекистана при Министерстве высшего и среднего специального образования в Общественный совет по новейшей истории Узбекистана при Академии наук Республики Узбекистан.
  4. Передать Координационно-методический центр по вопросам новейшей истории Узбекистана при Министерстве высшего и среднего специального образования в ведение Академии наук, определив его рабочим органом Общественного совета по новейшей истории Узбекистана при Академии наук.

  5. Принять предложение Академии наук Республики Узбекистан, государственного предприятия "Навоийский горно-металлургический комбинат", Комитета по координации развития науки и технологий, Министерства экономики Республики Узбекистан о создании Навоийского отделения Академии наук.
  6. Определить, что расходы на содержание Навоийского отделения Академии наук, а также на реализацию отделением прикладных и инновацион­ных исследований покрываются государственным предприятием "Навоийский горно-металлургический комбинат", в том числе за счет 10 процентов от чистой прибыли, получен­ной в результате внедрения соответствующих научно-технологических разработок.

  7. Установить, что вновь созданные в результате реорганизации научные учреждения Академии наук имеют статус юридического лица в форме государственного учреждения, являются правопреемниками по правам и обязательствам научных учреждений министерств и ведомств, на базе которых они созданы.
  8. В целях обеспечения развития приоритетных направлений науки, а также эффективной координации деятельности научно-исследовательских учреждений образовать в структуре аппарата управления Академии наук отделения по физико-математическим и техническим наукам, химико-биологическим наукам, общественно-гуманитарным наукам.
  9. Приравнять председателя Каракалпакского отделения Академии наук, председателя Хорезмской Академии Маъмуна и председателя Навоийского отделения Академии наук по статусу к вице-президенту Академии наук.

  10. Ввести в практику порядок, в соответствии с которым отраслевые научно-исследовательские учреждения могут быть ассоциированными членами Академии наук.
  11. Утвердить организационную структуру Академии наук Республики Узбекистан и структуру аппарата управления Академии наук Республики Узбекистан согласно приложениям №№ 1 и 2.
  12. Предоставить право президенту Академии наук Республики Узбекистан, при необходимости, вносить изменения в структуру аппарата управления Академии наук Республики Узбекистан в пределах утвержденной предельной общей численности работников.

  13. Образовать Государственную комиссию по науке и технологиям (далее – Государственная комиссия) в составе согласно приложению № 3.
  14. Определить основными задачами Государственной комиссии:
    • разработку и реализацию единой государственной политики в области научно-технической деятельности;
    • определение приоритетных направлений государственной научно-технической и инновационной политики и мер, направленных на реализацию государственной политики в этих сферах;
    • утверждение государственных научно-технических программ фундаментальных, прикладных и инновационных исследований на грантовой основе;
    • заслушивание персональных отчетов и рассмотрение вопросов об ответственности руководителей и должностных лиц государственных органов в части практической реализации предусмотренных проектов и мероприятий по их внедрению.
  15. Согласиться с предложением Академии наук, Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан об образовании Агентства по науке и технологиям Республики Узбекистан на базе упраздняемого Комитета по координации развития науки и технологий при Кабинете Министров.
  16. Утвердить структуру Агентства по науке и технологиям Республики Узбекистан согласно приложению № 4.

    Предоставить право генеральному директору Агентства по науке и технологиям Республики Узбекистан, при необходимости, вносить изменения в структуру Агентства по науке и технологиям Республики Узбекистан в пределах утвержденной предельной общей численности работников.

  17. Определить основными задачами и направлениями деятельности Агентства по науке и технологиям Республики Узбекистан:
    • осуществление мероприятий по разработке и реализации приоритетных направлений развития науки и технологий, с учетом задач социально-экономического, общественно-политического развития страны и достижений современной науки;
    • формирование, реализацию и осуществление системного мониторинга выполнения государственных научно-технических программ, а также использования результатов научно-исследовательских работ в социально-экономическом развитии страны;
    • обеспечение реализации важнейших межотраслевых научно-технических программ;
    • формирование государственных заданий на оказание научно-технических услуг в части выполнения фундаментальных, прикладных и инновационных исследований для отраслей экономики и социальной сферы;
    • организацию проведения ежегодной Республиканской ярмарки инновационных идей, технологий и проектов, а также мониторинг выполнения договоров, заключенных в ее рамках;
    • развитие международного сотрудничества в сфере науки и технологий, привлечение иностранных инвестиций и грантов, организацию выполнения совместных научных проектов и инновационных разработок с зарубежными партнерами;
    • планирование и координацию деятельности по подготовке научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.
  18. Установить, что Агентство по науке и технологиям Республики Узбекистан является рабочим органом Государственной комиссии.
  19. Определить Агентство по науке и технологиям единым заказчиком государственных научно-технических программ и проектов, реализуемых научно- исследовательскими, образовательными и другими учреждениями республики.
  20. Агентству по науке и технологиям совместно с Академией наук, Министерством финансов и Министерством экономики Республики Узбекистан в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по совершенствованию порядка финансирования научно-исследовательских учреждений, предусматривающие внедрение механизма базового финансирования их расходов по содержанию и эксплуатации зданий, сооружений и другой материально-технической базы.
  21. В целях создания условий для организации исследований, направленных на обеспечение прорывного развития науки и технологий в стране, освоение выпуска конкурентоспособной наукоемкой отечественной продукции, создать при Государственной комиссии Фонд поддержки и развития научно-технической деятельности в форме юридического лица.
  22. Установить, что источниками формирования средств Фонда поддержки и развития научно-технической деятельности являются:
    • 90 процентов валютных средств, поступающих в Агентство по интеллектуальной собственности Республики Узбекистан за счет патентных пошлин, сборов и иных неналоговых платежей;
    • гранты и кредиты международных финансовых организаций и институтов;
    • средства благотворителей – юридических и физических лиц, резидентов и нерезидентов Республики Узбекистан;
    • другие поступления, не запрещенные законодательством.
  23. Возложить функцию управления средствами Фонда поддержки и развития научно-технической деятельности на Государственную комиссию.
  24. Определить основными направлениями использования средств Фонда поддержки и развития научно-технической деятельности:
    • финансирование мероприятий по созданию в научно-исследовательских и высших образовательных учреждениях Академии наук, Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства здравоохранения, Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан и других министерств и ведомств, на основе конкурсного отбора, принципиально новых, оснащенных современным высокотехнологичным оборудованием научных лабораторий для проведения передовых научных исследований и изыскательских работ, направленных на обеспечение прорывного развития науки и технологий в стране, освоение выпуска конкурентоспособной наукоемкой отечественной продукции;
    • покрытие расходов по регистрации за рубежом прав на интеллектуальную собственность (патентов), созданных в рамках государственных научно-технических программ;
    • финансирование мероприятий по дооснащению современным научным оборудованием и бесперебойному обеспечению необходимыми расходными материалами и комплектующими научных лабораторий научных и высших образовательных учреждений, участвующих в реализации государственных научно-технических программ;
    • оплату расходов по обеспечению свободного доступа научно-исследовательских и высших образовательных учреждений Академии наук, Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства здравоохранения, Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан и других министерств и ведомств к ведущим электронным научным базам данных;
    • финансирование краткосрочных научных стажировок молодых ученых в ведущих зарубежных научных центрах, в том числе для освоения методики работы на высокотехнологичном оборудовании, приобретаемом для оснащения научных лабораторий.
  25. Министерству внешних экономических связей, инвестиций и торговли, Министерству экономики, Агентству по науке и технологиям Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами проводить системную работу с международными финансовыми институтами и другими зарубежными донорами по привлечению иностранных кредитов и грантов для проведения научных исследований, оснащения научных лабораторий и организации зарубежных стажировок ученых.
  26. Согласиться с предложением Министерства финансов, Министерства экономики и Академии наук Республики Узбекистан о создании Фонда материального стимулирования научных сотрудников Академии наук, достигших весомых результатов по итогам научных исследований.
  27. Установить, что Фонд материального стимулирования научных сотрудников Академии наук формируется за счет отчислений научно-исследовательских учреждений Академии наук в размере 10 процентов от чистой прибыли, поступившей от их хозяйственной и предпринимательской деятельности.

  28. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухмесячный срок принять во исполнение настоящего постановления решение правительства, в том числе предусматривающее реализацию всех необходимых мер по организации деятельности:
    • переданных в ведение Академии наук, а также вновь созданных в ее составе научно-исследовательских учреждений, обеспечив их тесную интеграцию с профильными вузами;
    • Государственной комиссии по науке и технологиям, Агентства по науке и технологиям Республики Узбекистан, Фонда поддержки и развития научно-технической деятельности, Навоийского отделения Академии наук, Фонда материаль­ного стимулирования научных сотрудников Академии наук.
  29. Академии наук, Агентству по науке и технологиям, Министерству юстиции, Министерству финансов, Министерству экономики, Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок:
    • внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в действующее законодательство, вытекающих из настоящего Постановления;
    • обеспечить приведение ведомственных нормативных актов в соответствие с настоящим Постановлением.
  30. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.


Источник: УЗИНФОРМ