"Startap-tashabbuslar: biznesga studetntlarni qiziqish o'shishi qay darajda?" dasturi

2017 yil martida start olgan "Yoshlarning startap-tashabbuslarini qo'llab-quvvatlash dasturi" Fan va texnologiyalar agentligi va PROON hamkorlikdagi "O'zbekiston biznes-forumi (3-bosqich)" barcha oliy ta'lim muassasalarini qamrab oldi.

Понятие «стартап» все активнее закрепляется в национальной бизнес среде и получает широкое распространение в деятельности государственных органов. Об этом свидетельствует появившиеся недавно новые инициативы (Technovation, K-Startup Grand Challenge-2017), а также рост на 40% количества заявок для участия в Программе, направленных студентами ВУЗов страны (308 заявок получено в 2016 г. и 419 ед. – 2017г.), растет интерес и поддержка со стороны ряда государственных органов и некоторых организаций рыночной инфраструктуры (банки, страховые и лизинговые компании).

Следует отметить, что основной целью трехмесячной Программы, прежде всего, является, прохождение под руководством опытных наставников пути от стадии бизнес «идеи» до реализации проекта и таким образом повышение осведомленности студентов о практических возможностях организации собственного дела с наименьшими затратами, приобретение ими предпринимательских навыков с упором на инновации.

Отметим, что в Программе-2016 года до финала удалось дойти 13 из 90 команд с возможностью выступить на «Демонстрационном дне». Однако большинству из команд, по определенным обстоятельствам, не удалось привлечь необходимое финансирование для реализации своих проектов. Только шесть финалистов нашли инвесторов и ведут переговоры о сотрудничестве.

В 2017 году, для участия в Программе более 1000 студентов подали заявки. Наибольшее количество заявок поступили от студентов и преподавателей Ташкентского института информационных технологий (11%), Университета мировой экономики и дипломатии (10,9%), Ташкентского аграрного университета (10%).

Охват направлений проектов оказался весьма широким, но наиболее популярными стали такие сферы как: электронная коммерция, образование, технологии коммуникации и навигации, транспорт и дорожная инфраструктура, а также медицина и биотехнологии.

По итогам Программы, успешные стартап-проекты получат возможность представить свои проекты на завершающем мероприятии, а также на очередной Республиканской ярмарке инновационных идей, проектов и технологий, чтобы получить льготные кредиты и поддержку от спонсорских организаций.

Во втором цикле Программы образовательная часть дополнится новыми компонентами и будет проводиться с участием экспертов из различных сфер. Делиться опытом во время мастер-классов будут лидеры рынка, а в качестве трекеров планируется привлечь опытных предпринимателей. Акцент будет сделан на оказание практической поддержки в реализации отобранных стартапов. Эксперты окажут помощь в поиске ответов на юридические вопросы, при тестировании ценности предложений, предполагаемых гипотез, разработке дизайна, программного обеспечения для прототипа проекта и поиске каналов продаж.

Внедрение инновационных проектов позволяет решать экономические задачи, создавать новые рабочие места и улучшать уровень жизни населения при низких расходах материальных ресурсов. Активизация инновационного потенциала – задача, которая успешно решается во многих странах путем создания необходимой инфраструктуры и вовлечения молодежи. Надо отметить, что в рейтинге Глобального инновационного индекса 2016 г. лидируют Швейцария, Швеция, Великобритания, США, Финляндия, Сингапур.

Свидетельством вышеуказанного является и «Отчет глобальной конкурентоспособности» Всемирного экономического форума (ВЭФ), в рейтинге которого лидируют Швейцария, Сингапур, США, Нидерланды, Германия, Швеция и Великобритания, который характеризует ключевые суб-индексы конкурентоспособности экономик более 138 стран, основанных на факторном, эффективном и инновационном развитии.

Следует отметить, что существующая в республике инфраструктура развития стартапов, пока, далека от аналогов передовых стран. Все еще существует разное понимание среди государственных органов о стартап-проектах, к которым относят и организацию традиционного бизнеса (ведение приусадебных участков, производство молока и молочных изделий, швейное дело и прочее). Однако, такие инициативы частного сектора, действующие в классическом понимании стартап-проектов, как «Technovation», «Хакатоны», «Startup Mix» создают потребность в создании необходимых условий для развития данной инновационной отрасли.

Для создания экономики, основанной на инновационной составляющей необходимо дальнейшее кардинальное совершенствование правовой, финансовой, организационно-технической среды, благоприятствующей инновационной деятельности, активно поддерживаемой государственным и частным секторами, в том числе на основе государственно-частного партнерства, путем: первое, обеспечения роста инвестиций в исследования и разработки (НИОКР); второе, создания и развития высококачественных научно-исследовательских институтов, генерирующих фундаментальные знания, необходимые для создания новых технологий; третье, развития широкой кооперации в научно-технических разработках между высшими образовательными учреждениями и промышленностью; четвертое, совершенствование законодательства и его приведение в соответствие с международными стандартами, в том числе о защите интеллектуальной собственности.

Сегодня необходимо внедрение новых методических подходов по поддержке создания и развития малых инновационных стартап-идей. Исходя из опыта Израиля, Великобритании, США, Германии, Южной Кореи, Сингапура, России важным фактором становления и устойчивого развития стартап-проектов является, и государственная финансовая поддержка развития стартап проектов, в отсутствии которой приобретает популярность т.н. общественное финансирование.

Так, «краудфандинг», являясь народном финансированием создает возможность коллективного сотрудничества граждан (доноров, вкладчиков, спонсоров) на основе добровольного объединения своих финансовых средств или других ресурсов, как правило через сеть Интернет, в целях поддержки усилий других граждан (владельцев или основателей стартап-проектов). Надо отметить, что для развития общественного финансирования стартап проектов потребуется и укрепление нормативно-правовой базы.